Мы приехали на восток нашей республики, в многонациональную Бугульму, где живут и представители мордовского народа - эрзяне. Русских в районе, по официальным данным, 55 процентов, это 62 574 человека, татар чуть больше 40 тысяч, а вот мордвы только 2773, что составляет два процента от живущих на территории Бугульминского района. Причем и эти два процента разбросаны по всему району. Судя по всему, чаша весов должна была склониться далеко не в пользу малочисленных здесь эрзян. Но то, что мы увидели, нас поразило.
По лестнице, ведущей вверх
Вначале небольшая справка, которая вошла в альбом-энциклопедию "Мордва России".
В семи школах республики изучают эрзянский и мокшанский языки, а в пятидесятые годы было 32 эрзянские и 8 мокшанских школ. В отличие от проживающих в республике марийцев и других народов эрзяне и мокшане проявляют мало интереса к своему языку и культуре. Вместе с тем есть активисты. Это фольклорный ансамбль "Эрзянка". Именно он занял первое место на фестивале финно-угорских народов, прошедшем в Елабуге в 1999 году. Там же отмечены были выступления мордовских коллективов из сел Вере Акташ и Казябаш. В Лениногорске начало действовать духовно-просветительское объединение "Инешкай", целью которого является духовное возрождение народа на основе этнической духовной культуры финно-угорских и тюркских народов. Радиовстречи "Од гайть" лениногорское эрзянское общество "Вальма" готовит не только для жителей своего города, но и для радио "Самара-7". В этих встречах принимают участие активисты общества, творческие коллективы. Содружество стало возможным благодаря деятельности поэта и журналиста Числава Журавлева. Национально-культурная автономия мордвы в Татарстане создана в 2001 году, ее возглавляет Сергей Владимирович Новиков.
В июле 2004 года в тетюшском селе Урюм прошел праздник мордовской культуры. В Интернете создан сайт "Подсолнушек" для детей, где рассказывается о мордовской культуре. Готовится к изданию сборник мордовских песен, записанных в Тетюшском районе. Создается молодежно-студенческое землячество мордвы.
В трех школах города созданы эрзянские классы. В средней школе №11 шестнадцать эрзянских детей изучают родной язык. В программу обучения намечено ввести уроки по истории эрзи и мокши. В пригороде Бугульмы - в Плодопитомнике создан детский фольклорный ансамбль "Тештине".
Как оказалось, даже за те два с небольшим года, что минули с момента выхода альбома "Мордва России", у бугульминских эрзян произошло немало приятных изменений. К слову сказать, представители этой нации - люди, заметные не только в Бугульме. Одна только почетная гражданка города народная артистка России Надежда Кадышева чего стоит! Родилась знаменитая певица в деревне Старый Маклауш соседнего Клявлинского района Самарской области, а вот выросла в здешнем детском доме-интернате, и до сих пор, когда находит время выбраться в родные края, с удовольствием дает благотворительные концерты для жителей города.
- Не знаю, насколько я прав, но мне кажется, что если кто в мире и знает о существовании мордовского народа, то благодаря славе летчика-героя Михаила Петровича Девятаева. Разве только популярность другого мордвина - Степана Эрьзи - может сравниться с нею, - говорит председатель Национально-культурной автономии мордвы РТ Сергей Новиков. - Прославили наш народ также патриарх Никон, граф Николай Мордвинов, историк Василий Ключевский, певицы Лидия Русланова и Надежда Кадышева, актер Олег Табаков. Упомянем и прославившегося в боях против Квантунской армии Японии в 1945 году генерала армии М.А.Пуркаева, и виднейшего филолога и просветителя М.Е.Евсевьева. Ряд выдающихся деятелей связан с Казанью. Около тридцати лет возглавлял Казанский университет мордвин профессор М.Т.Нужин. Один из преподавателей и строителей Казанского университета Михаил Коринфский (Варенцов) был мордвином. Библиотека, анатомический театр и обсерватория университета - его заслуга. Исследователь истории, языка и этнографии мордвы, величайший просветитель Макар Евсевьев был профессором Казанского университета. И именно в аэроклубе столицы Татарии "обрел крылья" Михаил Девятаев.
По данным переписи населения 2002 года, численность мордвы, проживающих на территории России, составляет 845 тысяч человек. А в Татарстане - около тридцати тысяч человек, из которых пять тысяч живет в Казани.
"Татарстан - монь чачомо кудом"
"Татарстан - мой дом родной" - этот плакат встречал нас в бугульминских школах. Именно со школ и началось, по большому счету, возвращение местных эрзян в лоно своей нации. Мордовская община здесь состоит по большей части из тех, кто давно уже приехал в нефтяные края из соседних Оренбургской и Самарской областей, где компактно на протяжении многих веков живут эрзяне. Языка, к сожалению, многие уже и не знают. Конечно, можно было бы и рукой махнуть, мол, не чеши затылок, пока он не чешется. Тем более что мордовская община как таковая и не была зарегистрирована. Но в Бугульме поступили иначе.
- Есть закон "О государственных языках Республики Татарстан и других языках в Республике Татарстан" и программа по сохранению, изучению и развитию государственных языков РТ и других языков республики на 2004-2013 годы. А законы нужно выполнять, - говорит заместитель начальника управления образования по национальному образованию Бугульминского муниципального района Фавзия Махмутова. - Наши образовательные учреждения не могли остаться в стороне от этой работы. У нас сегодня работают семь воскресных школ, из которых четыре - мордовские и три - чувашские. В 1995 году на базе школы №5 открыта первая чувашская воскресная школа. Два года спустя при средней школе №11 открылась мордовская школа. С 1998 года действуют воскресные школы в Мало-Бугульминской, Ключевской, Акбашской средних школах. Начинали, признаюсь честно, на пустом месте. Разработали свое положение, ввели тарификацию для педагогов. Но самым трудным оказалось убедить родителей. Ходили по семьям, говорили о необходимости обучения родному языку.
Сегодня в этих воскресных школах преподают семь учителей, а занимается 101 ученик. Школы работают по учебному плану и программе, утвержденным управлением образования. Введено изучение не только родного языка и литературы, но и национально-прикладного искусства и музыки. В программу национального языка и литературы кроме базисного материала входит и региональный компонент: национальный фольклор, игры и обрядовые праздники, произведения местных поэтов и писателей мордовской национальности.
- Обратите внимание на то, что программа истории и культуры эрзя составлена на основе учебных программ мордовских школ с использованием материалов краеведческого музея и художественной школы, - замечает руководитель воскресной школы при средней бугульминской школе №11 Ирина Ильина, участница IV съезда мордовского народа и Первого международного фестиваля мордовского народа. - Программы "Национальная музыка", "Национально-прикладное искусство" ставят целью обучение ребят игре на народных музыкальных инструментах и вокальному искусству, а также рукоделию, вышивке, бисероплетению, резьбе и конструированию. Занятия проходят в кабинетах, где собран богатый этнографический материал: образцы народных костюмов, старинной национальной мебели, предметы быта, музыкальные инструменты. Немало методической литературы, есть тут и портреты писателей, собрана аудио-видеотека. Здесь же располагается выставка изделий, выполненных родителями и детьми.
В средней школе Малой Бугульмы учатся четырнадцать ребят мордовской национальности. Именно для них было решено открыть мордовскую воскресную школу. Кстати, в самой Малой Бугульме живет триста семей, из них 232 - русские, 36 - татарские и только 14 - мордовские.
- На занятиях ребята изучают "эрзянь кель" - эрзянский язык, литературу, историю мордовского народа, а также его фольклор, игры, - рассказывает педагог Нина Горячева. - В младшем звене дети изучают звуки, буквы, читают рассказы, рисуют, играют в национальные игры. В среднем звене - читают стихи, поют песни, готовят рассказы о писателях, поэтах, изучают времена года, названия домашних и диких животных и учат песни на родном языке. Старшие ребята уже самостоятельно сочиняют рассказы, стихи, готовят рефераты об истории мордовского народа. Девятиклассница Настя Косолапова принимала участие в республиканском конкурсе сочинений "Свой родной край". Екатерина Письмарова трижды занимала вторые места на республиканской олимпиаде по мордовскому языку. На городском конкурсе "Юный программист" Дмитрий Пахомов и Екатерина Письмарова выступили с докладом "История мордовского народа", завоевав второе место.
Вернуться к истокам еще не поздно
- Мордва состоит из двух субэтносов - эрзя и мокша, - рассказывает Ирина Ильина, которую сегодня можно по праву считать "главной эрзянкой" Бугульминского района. - В Мордовии мокша расселена преимущественно в западных и южных районах, эрзя - в восточных. Есть и небольшие этнографические группы: теньгушевская мордва, именуемая "шокшей" (по селу Шокша), проживающая в основном в Теньгушевском районе Мордовии. Кстати, в родословной Президента России Владимира Путина, по его же признанию, которое прозвучало во время последнего визита в Саранск, где он принял участие в Первом международном фестивале мордовского народа, имеется ветка из шокшей. Есть и каратайская мордва, которых еще называют "каратаями" по названию села Мордовские Каратаи в Камскоустьинском районе Татарстана. Говорит наша мордва на мокшанском и эрзянском языках финно-угорской группы уральской семьи. А у нас в Бугульме живут только эрзя.
Ребята прекрасно знают историю родного народа. Они рассказали нам, что предки мордвы - финно-угорские племена - населяли Волго-Окско-Сурское междуречье во второй половине первого тысячелетия до нашей эры. Этноним "мордва" впервые был упомянут в VI веке, а в процессе выделения эрзи и мокши большую роль сыграла территориальная обособленность древнемордовских племен, населявших Окско-Сурское междуречье, и более южных, проживавших в верховьях Суры и Мокши. На протяжении длительного времени мордва контактировала с тюркскими народами (особенно тесно с волжско-камскими болгарами) и Древней Русью. К середине XVIII века мордва в основном была обращена в православие. Хотя и считается эта нация наиболее христианизированным народом Поволжья, она до сих пор сохранила в своих верованиях некоторые остатки язычества. Своеобразна и кухня этого народа.
- Наша традиционная пища состояла в основном из продуктов земледелия: кислый хлеб (кши), пироги с различной начинкой, чаще с кашей, блины из пшеничной, пшенной, гороховой муки, лапша, салма (кусочки теста в форме шариков, сваренные в воде), - рассказывает нам Катя Письмарова, которая нынешним летом отдыхала в Саранске в мордовском лагере. Дорогу, как и другим ребятам, оплатила опять-таки местная власть, которая берет на себя многие расходы, связанные с культурными и образовательными потребностями бугульминских эрзя.
- В ходу у нас и мясные блюда, - продолжает Катя, - причем мокша предпочитает жареное мясо с луком - "щеням", а эрзя - жареное мясо и ливер с приправами - "селянка". Эти блюда были в основном праздничными и обрядовыми. А национальными напитками считаются пуре, который делали из меда, брага - "поза", квас, который обычно варили из красной свеклы. Эрзя любят грибы, их привозили из лесу телегами и солили бочками. Еще одно фирменное блюдо - огурцы с медом...
Акбашская средняя школа, где мы тоже побывали, находится по соседству с Клявлинским районом Самарской области, тут эрзяне живут целыми селами. Но, к сожалению, нет у самарцев даже малой толики того, что делается в бугульминском селе для нескольких семей.
- Приезжают из Оренбурга, из Самары, и просто диву даются, что в нашем крошечном Акбаше есть воскресная мордовская школа, - говорит учительница мордовского языка Раиса Калякина. - Конечно, удивляться не стоит, что мой сын Денис прекрасно знает родной эрзянский язык, а вот Мария Головина выучила его уже у нас в школе. А сколько ребят, русских и татар, заинтересовались нашим языком и тоже приходят к нам учиться! Это замечательно, когда ребенок знает много языков. Он ведь и к другим народам будет уже иначе относиться, не вырастет ограниченным человеком.
Директор местной средней школы Гульнара Мадьярова рассказывает, что в работе самое активное участие принимают родители. Немало здесь ребят из соседней Андреевки, где создали фольклорный ансамбль "Чары-Каль" ("Ивушка"). Из двухсот человек в деревне - двадцать юных эрзян, и все приезжают учиться в воскресную школу в Акбаш, причем зачастую за партами вместе с ними сидят и родители. А костюмы для ансамбля шьют своими руками - это интересно всем. Костюмы получаются яркими, красочными - на радость и самодеятельным артистам, и зрителям.
К языку - через песню
Инициатором создания в Бугульме мордовского фольклорного коллектива стала... русская женщина. Неугомонная, энергичная и просто заводная Галина Рыжова, работающая методистом главного очага культуры района - Дома техники, предложила местным эрзянам объединиться. Ансамбль назвали "Валдо чи", что переводится с эрзянского как "Ясно солнышко".
- Мордва - люди с сильным характером, упертые, - говорит и.о. начальника управления культуры района Лена Миннуллина. - За что возьмутся - доведут до конца, и плохо работать просто не умеют. Так что ансамбль в первый же год своего существования с ходу занял первое место в городском конкурсе национальных коллективов!
А показали тогда эрзяне старинный свадебный обряд, который восстановили по воспоминаниям солистки Клавдии Сазоновой. Она видела это действо в свои шесть лет, и яркий праздник так запал в душу, что до сих пор, по признанию Клавдии Григорьевны, стоит перед глазами. Нашли старинные эрзянские наряды, уникальный головной убор.
Сегодня ансамбль выступает в красивых стилизованных мордовских костюмах, но есть задумка восстановить и исконную национальную одежду. Этот коллектив собрал неравнодушных к судьбам своей нации людей. В его составе главный инженер базы управления "Татнефтеснаб" Александр Алаев, маляр Валентина Фролова, студентка Настя Киняева, пенсионер Петр Вечкилев, библиотекарь Любовь Станина и даже третьеклассница Леночка Киняева, яркая и талантливая юная эрзянка. Есть у ансамбля и награды. Немало дипломов на счету у Валентины Фроловой, отмечена работа и других самодеятельных артистов.